art_tourism (art_tourism) wrote,
art_tourism
art_tourism

Categories:

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Микеланджело Меризи да Караваджо


Микеланджело Меризи да Караваджо из собраний Италии и Ватикана.


26 декабря 2011 – 19 февраля 2012, Караваджо (1571-1610). Картины из собраний Италии и Ватикана в ГМИИ им. А. С. Пушкина


Иоанн Креститель. 1602. Холст, масло, 129 х 94 см, Капитолийский музей, Пинакотека, Рим

"Начало решающего переворота в мировосприятии и творческой практике живописцев не одной лишь Италии, но и всех других европейских школ, связано с именем Микеланджело Меризи да Караваджо".
ГМИИ им. А. С. Пушкина.
http://www.arts-museum.ru/


Живопись гения-бунтаря


Караваджо в ГМИИ им. А.С. Пушкина
В ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено всего 11 работ гениального бунтаря и реформатора искусства Микеланджело Меризи, прозванного впоследствии Караваджо (по месту рождения в селении Караваджо вблизи Бергамо).
Работы расположены в трех залах. Я постараюсь описать свои ощущения от картин великого мастера, последовательно по работам, так как они расположены в экспозиции. Сразу хочу сказать, что год написания работы, который был представлен в описании на выставке не совпадает с годами, указанными в книге Жиля Ламбера "Караваджо", изд. Taschen/Арт-родник, 2004 год. Я буду приводить года по выставке.

1. Святой Иоанн Креститель 1602 год - первая работа, которая встречает посетителей. Она расположена слева от входа в первый зал. В иллюстрации, которую я нашел в интернете совершенно не передан чудесный свет, которым, кажется, светиться работа. Очень светлое тело у Святого Иоанна, лицо немного в полутени. Резкий контраст между тенью и светом. Работа не очень большая, по сравнению с другими работами, но очень светлая, уютная, что ли.

2. Юноша с корзиной фруктов. 1590-е, либо 1596 год


Юноша с корзиной фруктов. 1590-е, либо 1596 год. Холст, масло, 70 х 67 см, Галерея Боргезе, Рим

Работа, еще меньше по размерам, чем Святой Иоанн и рассматривать ее надо с разных расстояний. Стоит подойти чуть ближе, как становится очень хорошо видно фрукты, листья в корзине. При этом видно, что некоторые листья уже завяли, фрукты подгнили. И так это хорошо прописано! А лицо юноши отходит на второй план, оно как бы смазано чуть-чуть. И интересный фон: кажется и тень от юноши, или не от юноши. Корзина с фруктами на темном фоне, что усиливает контраст, а лицо почти на светлом и контраста нет, все очень мягко.

3. Спящий Амур. 1608 год.


Спящий Амур. 1608 год. Холст, масло. 71 x 105 см. Флоренция, Галерея Уффици

На картине также резкие полутени, наиболее яркое пятно - живот Купидона, остальное - в полутени. Немного смущает неестественная поза спящего ребенка.

4. Святой Иоанн Креститель. 1606 год.


Святой Иоанн Креститель. 1606 год.

Очень яркие, контрастные краски, заметный переход от света к тени. Опять лицо в полутени, а свет падает на грудь Святого Иоанна.

В следующем зале еще четыре картины.

5. Христос в Эммаусе. 1606 год.


Христос в Эммаусе. 1606 год. Холст, масло. 70 x 67 см. Милан, Пинакотека Брера

Удивляет расположение источника света в этой картине - свет падает из-за спины Христа на стол, хлеб на столе. Очень хорошо проработаны лица трактирщика и старой служанки, а Христос и два ученика - в полутени. Мне показалось, что художник говорит нам - подумайте сами, почему я написал Христа в тени, а простых людей - на свету?

6. Обращение Савла. 1604 - 1605.


Обращение Савла. 1604 - 1605. Холст, масло. 230 x 170 см. Капелла Черази, церковь Санта Мария дель Пополо. Рим

Размер впечатляет. Большая картина. Большую часть занимает лошадь. Зато она написана с поразительной четкостью и вниманием к деталям.

7. Поклонение пастухов. 1608 - 1609.


Поклонение пастухов. 1608 - 1609. Холст, масло. 314 x 211 см. Мессина, Национальный музей

Если "Обращение Савла" большая картина, то "Поклонение пастухов" - просто огромная! Размер просто подавляет. Каких трудов стоило написать такую картину. В этом зале "Поклонение пастухов" явно доминирует.

8. Святой Франциск. Около 1606 года.


Святой Франциск. Около 1606 года. Холст, масло. 112 x 157 см. Рим, Галерея Боргезе

По сравнению с "Поклонением пастухов" - маленькая картина, хотя по размерам вполне приличная. В названии картины я могу ошибаться, так видел другое название: "Пишущий св. Иероним", пусть специалисты поправят.

Следующий, заключительный зал экспозиции представляет три картины.

9. Бичевание Христа. 1607.


Бичевание Христа. 1607. Холст, масло. 390 x 260 см. Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте

Тоже огромная картина. В этой картине свет падает на Христа, он главная фигура, а его мучители в тени.

10. Положение во гроб. 1602 - 1604.


Положение во гроб. 1602 - 1604. Холст, масло. 300 x 203 см. Рим, Ватикан

Караваджо очень хорошо удалось передать мертвенные черты лица Христа, по сравнению с другими персонажами. Девушка на заднем плане очень похожа на Юдифь, которую художник писал со своей любимой натурщицы Филиды Меландроне.

11. Мученичество святой Урсулы. 1610.

Мученичество святой Урсулы. 1610. Холст, масло. 106 x 179,5 см. Galleria di Palazzo Zevallos Stigliano, Naples

Картина расположена напротив "Положение во гроб" и также цвет лица Св. Урсулы - мертвенно бледный, как и у Христа.

Еще на всех картинах меня поразил стиль письма Караваджо. Совсем не видно следов кисточки, картины очень гладкие. Краски поразительно яркие. Еще во всех залах довольно темно, темно-красная драпировка на стенах и яркие светильники освещают только картины. Иногда трудно было найти точку, с которой бы картина не бликовала. Но такая таинственная полутьма завораживает.

Мне кажется, впечатлений было столько, что написать об этом невозможно. Выставка еще работает до 19 февраля, и если у Вас есть возможность, сходите. Это нельзя пропустить. Когда еще соберут такую представительную коллекцию в одном месте?

В этот раз попасть на выставку не составило труда. Я немного опоздал, приехал в субботу в 10:10, очередь стояла до поворота на Малый Знаменский переулок, даже не заворачивая на него. Я попал во вторую партию, которую начали запускать в 10:20, т.е. через 10 минут. В холле работают две кассы, но охранники предлагают пройти вниз, там работали еще кассы и были автоматы по продаже билетов. То есть, через двадцать минут, как я приехал, я уже любовался картинами великого мастера.

Хочется сказать большое спасибо сотрудникам музея за очень грамотно организованную выставку!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments