art_tourism (art_tourism) wrote,
art_tourism
art_tourism

Categories:

Александр Головин. 1863–1930. Русский музей

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа
20 июня – 02 сентября 2013

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2


Автопортрет на фоне красного платка. 1919


В Русском музее проходит выставка «Александр Головин. 1863–1930».

Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника А. Я. Головина (1863–1930), в творчестве которого органично соединились традиция и современность, строгость неоклассицизма и декоративная изысканность стиля модерн. Экспозицию составляют около 150 произведений живописи, графики и театрально-декорационного искусства из собрания Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Музей-квартира И. И. Бродского), Санкт-петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Российского географического общества и частных коллекций Петербурга. Дополняют их подлинные сценические костюмы из собрания Александринского театра (Санкт-Петербург), выполненные по эскизам А. Я. Головина.

Биография и творчество Александра Яковлевича Головина (1863 — 1930)
Головин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881 - 1889). Его учителями были И.М. Прянишников, В.Е. Маковский и В.Д. Поленов, сыгравший очень значительную роль в творческом развитии художника.


Благовещение. Створки царских врат. Богоматерь. 1894


Клеопатра. Эскиз декоративного майликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898

Головин первоначально выступал с историческими станковыми композициями, в которых проявились и чувство стиля и декоративность. В 1890-е годы сблизился с абрамцевским (мамонтовским) кружком, в 1898 - 1899 годах исполнил ряд работ декоративно-прикладного назначения в духе народно-национальной традиции для Всемирной выставки в Париже 1900 года. В 1898 году художник поступил декоратором в Большой театр и жил в Москве до 1901 года, а затем работал в императорских театрах Петербурга, был в числе крупнейших декораторов.


Болотная заросль. 1917

Художник пользовался почти исключительно темперой и гуашью, иногда прибегал к пастельным карандашам. Часто мазки превращаются в струящиеся потоки краски. Так Головин писал театральные декорации и некоторые станковые произведения, например декоративные пейзажи («Болотная заросль», темпера, 1917, ГТГ).


В горах. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Пейзажи Головина - декоративное панно. Они могут рассматриваться и как своеобразный материал для театральных декораций.


Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910


Душное Кащеево царство. Эскиз декорации к балету И.Ф.Стравинского Жар птица. 1910


Кремлевская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М.Мусоргского Борис Годунов. 1911


На островах


Нескучный сад. 1910-е


Овраг. 1916


Осень. 1920-е


Пейзаж с голубым павильоном. Вид в парке. 1910


Пейзаж. Павловск. 1910


Пруд в чаще. 1909


Серебристые вётлы. 1909


Сицилийская деревня. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера Дон Жуан. 1910


Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе Кармен. 1908

Портретные работы Головина чаще всего изображают людей искусства, выдающихся артистов, писателей, художников, но также и скромных работников сцены. Он писал портреты Ф.И. Шаляпина, М.Н. Кузнецовой-Бенуа, В.Э. Мейерхольда в тех костюмах, которые создавал для их ролей.


Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908

Работа над портретами Ф.И. Шаляпина началась еще в 1900 году, а в следующем году он создал портретный этюд для его же костюма в роли Демона. Затем последовали портреты Шаляпина в роли Мефистофеля(картон, клеевая живопись, пастель, 1905, музей-квартира И.И. Бродского, СПб), Олоферна (холст, темпера, пастель, 1908, ГТГ) и Бориса Годунова (холст, темпера, 1912, ГРМ).


Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно Фауст. 1905


Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна в опере А.Н.Серова Юдифь. 1908


Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова. Этюд к картине. 1912

Оригинальные искания композиционного характера сказались в портрете
В.Э. Мейерхольда (темпера, пастель, 1910-е годы). Зеркальное отражение позволяет видеть лицо и в фас и в профиль, отчего портрет приобретает полноту характеристики и передает духовную сложность модели.


Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917

О другой стороне творчества Головина - портретиста дает представление групповой портрет трех мужчин (пастель, 1906, ГТГ) - заведующего освещением Мариинского театра Л.В. Калинова, заведующего освещением Александринского театра В.Д. Щеголева и заведующего мастерской по окраске тканей А.Б. Сальникова. Чувство уважения художника к этим простым людям передается и зрителям.


Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев). 1906

Демократичны и многочисленные изображения испанок. Они были написаны в период усиленной работы над декорациями и костюмами к опере Бизе «Кармен». Моделями служили хористки Мариинской оперы или работницы театральных мастерских.


Испанка в зеленом. 1906–1907


Испанка в красной шали. 1906


Испанка в черной шали. 1908


Испанка на балконе. 1911


Испанка с букетом желтых цветов. 1907

Замечательной сюитой являются автопортреты Головина, в которую входит и автопортрет 1912 года (бумага, темпера, ГТГ). Все они приблизительно одного размера, исполнены излюбленной художником темперой, мало отличаются друг от друга по композиции, выражение лица несколько меняется, но в основном оно всегда глубоко сосредоточенное, спокойное, даже холодное.


Автопортрет. 1912


Автопортрет с полосатой тканью. 1927

У себя на даче художник обычно разводил множество цветов, таких ярких и красивых, что прохожие останавливались полюбоваться богатством их красок, оттенков тонов. Об этом дают представления натюрморты кисти Головина, например, «Флоксы» (бумага на картоне, темпера, 1911, ГТГ).


Натюрморт с цветами


Натюрморт. Фарфор и цветы. 1915


Натюрморт. Флоксы. 1911

Текст частично из книги «История русского искусства. Искусство второй половины XIX века», под редакцией М.Г. Неклюдовой, М. «Изобразительное искусство», 1980.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments